МБОУ «СОШ №103 г. Челябинск»

Будущее начинается здесь и сейчас!
Челябинск     +79517718114

Техника чтения

Чтение - ключевой навык, открывающий ребенку ворота в страну знаний. Благодаря этому навыку дети узнают о явлениях и событиях окружающего мира, знакомятся с характеристиками и поступками людей, встречаются с новыми проблемами и идеями. Это умение помогает им расширять кругозор и представления о мире, развивает критическое мышление и тренирует когнетивные способности - внимания, воображения, память. Чтение - это фундамент дальнейшего успешного обучения. Понять, насколько хорошо у ребенка формируется это умение, помогает проверка техники чтения. Техника чтения - это многофаторная проверка, характеризующая освоение навыка с разных сторон.

В технике чтения оцениваются:

  • скорость чтения,
  • способ чтения,
  • осознанность чтения,
  • правильность чтения,
  • выразительность чтения.

Непростой навык чтения складывается как из технического, так и из смыслового компонента и направлен на достижение главной цели - понимание и усвоение прочитанной информации.

Параметры техники чтения

Рассмотрим все составляющие техники чтения более подробно.

  • 1. Скорость чтения - количество слов прочитанных за определенный промежуток времени. Не редко родители сосредотачиваются на формировании беглого чтения, при этом ребенок допускает множество ошибок, не понимает и не запоминает прочитанного. Не стоит форсировать только скорость, лучше более медленное осознанное чтение и постепенный прирост темпа, чем быстрое механическое чтение с ошибками и неточностями.
  • 2. Способ чтения - слоговое чтение или слова целиком, плавно. С развитием навыка у ребенка происходит постепенный переход от слогового прочтения к плавному чтению целыми словами.
  • 3. Правильность чтения характеризуется отсутствием ошибок и запинок. Невнимательность, проблемы дикции приводят к неточному прочтению, невнятной артикуляции и в итоге к искажению смысла. Обращайте внимание на правильность чтения - это станет залогом правильного письма.
  • 4. Осознанность чтения предполагает понимание прочитанного, осознание идеи и смысла текста, а в дальнейшем - это способность уловить подтекст, юмор, иронию, отношение автора. Мешать пониманию прочитанного может низкая скорость чтения, искаженное воспроизведение - угадывание слов, изменение формы слов, не дочитывание до окончаний.
  • 5. Выразительность чтения - использование пауз, нахождение подходящей интонации, верная постановка ударений. Выразительность чтения неразрывно связана с осознанностью. При понимании прочитанного ребенку легче соблюдать необходимые паузы, подбирать верную интонацию и расставлять логические ударения.
Нормы чтения в начальной школе по ФГОС по четвертям
Класс Оценка 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть
1 Замечательно - 20слов 35 слов 40 слов
1 Хорошо - 20 слов 35 слов 40 слов
1 Постарайся - 10-15 слов 20-25 слов 25-30 слов
1 Нужно потрудиться - 10 слов 20 слов 25 слов
2 5 45 слов 55 слов 65 слов 70 слов
2 4 35-45 слов 40-55 слов 50-65 слов 65-70 слов
2 3 25-34 слов 25-39 слов 35-49 слов 40-54 слов
2 2 25 слов 30 слов 25 слов 40 слов
3 5 70 слов 75 слов 85 слов 90 слов
3 4 55-70 слов 60-75 слов 76-80 слов 81-90 слов
3 3 40-54 слов 55-59 слов 60-69 слов 70-74 слов
3 2 40 слов 45 слов 55 слов 60 слов
4 5 90 слов 100 слов 110 слов 120 слов
4 4 75-90 слов 85-100 слов 95-110 слов 105-120 слов
4 3 65-74 слов 70-84 слов 80-94 слов 94-104 слов
4 2 65 слов 70 слов 80 слов 90 слов

Скорость чтения, к которой нужно стремиться к окончанию начальной школы, чтение сос скоростью разговорной речи, 110-120 слов в минуту. К такой скорости приспособится со временем артикуляционный аппарат человека. И само главное,
прочтение должно быть осознанное, правильное, выразительное.

Другие параметры техники чтения

1 класс
На конец I полугодия. Чтение плавное слоговое, осознанное и правильное, с четким проговариванием слогов и слов
Наконец II полугодия. Чтение осознанное, правильное, простые слова читаются словом. Слова со сложной слоговой структурой допустимо прочитывать по слогам.

2 класс
На конец I полугодия. Чтение осознанное, правильное, целыми словами. Соблюдение логческих ударений. Сложные слова допустимо прочитывать по слогам.
Наконец II полугодия. Чтение осознанное, правильное, целыми словами. С соблюдением логических ударений, пауз и интонаций. Слоговое чтение не желательно.

3 класс
На конец I полугодия. Чтение осознанное, правильное, целыми словами. С соблюдением пауз и интонаций, при помощи которых ребенок выражает понимание смысла читаемого.
Наконец II полугодия. Чтение осознанное, правильное, целыми словами. С соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ребенок выражает понимание смысла читаемого.

4 класс
На конец I полугодия. Чтение осознанное, правильное, целыми словами. С помощью соблюдаемыз пауз и интонаций, ребенок не только выражает понимание смысла читаемого, но способен выразить сиое отношение к прочитанному.
Наконец II полугодия. Чтение осознанное, правильное, целыми словами. С соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ребенок выражает понимание смысла читаемого, и свое отношение к содержанию прочитанного

23.10.2022

Дополнительные материалы: